Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 10, кор. 1

Этапы ликвидации фирмы

Ликвидация любого предприятия является довольно сложным процессом, занимающим немало времени. Но закрыть компанию без помощи узкопрофильных специалистов вполне реально. Для этого необходимо действовать по конкретному алгоритму, соблюдая ряд требований. Также, стоит помнить о том, что есть несколько иных методов ликвидации, среди которых продажа, а также смена состава учредителей. Принятие одного из этих решений позволяет компании существовать дальше, но без непосредственного контроля владельца.

    Содержание
  1. Этап 1. Принимается решение о завершении деятельности ООО
  2. Этап 2. Налоговой службе отправляется уведомление о старте ликвидации
  3. Этап 3. Публикуется соответствующее оповещение в «Вестнике государственной регистрации»
  4. Этап 4. Кредиторы уведомляются о предстоящем прекращении деятельности
  5. Этап 5. Сотрудники штата, а также центр занятости информируются о предстоящем увольнении
  6. Этап 6. Осуществляется подготовка к выездной проверке из ИФНС
  7. Этап 7. Составляется промежуточный ликвидационный баланс и подается в ИФНС.
  8. Этап 8. Осуществляются расчеты по задолженностям, которые имеются у организации
  9. Этап 9. Подготавливается ликвидационный баланс и распределяются активы ООО
  10. Этап 10. В ИФНС подается окончательный пакет документации

Likvidaciya firmy

Существует несколько видов ликвидации — принудительная (в судебном порядке согласно ст. 61 ГК РФ) и добровольная. Мы предлагаем рассмотреть детально руководство о том, как ликвидировать ООО в Москве.  

Добровольная ликвидация проводится согласно нижеприведенному алгоритму.

Этап 1. Принимается решение о завершении деятельности ООО

Проводится собрание для всех участников предприятия. Важно, чтобы за ликвидацию проголосовали все участники. После того, как решение было принято, можно приступать к официальному оформлению протокола. Если компания была организована самостоятельно только одним человеком, все решения принимаются им в индивидуальном порядке, на их основании составляется решение единственного учредителя.

После составления необходимой документации назначается ликвидационная комиссия и выбирается ее глава. Зачастую, комиссия включает в себя:

  • учредителей;
  • директора;
  • главного бухгалтера;
  • юристов и т.д.

Также членом комиссии может выступать только один человек — ликвидатор.


0000.jpg

Полномочия по управлению делами передаются ликвидационной комиссии или ликвидатору. Они представляют интересы компании в суде, и согласно статье 62 ГК РФ полностью отвечают за любые действия, совершенные в период прекращения ее деятельности.

Важно: начиная с 30.03.2015 подача документации осуществляется исключительно ликвидатором или руководителем комиссии.

Этап 2. Налоговой службе отправляется уведомление о старте ликвидации

Документы подаются по месту учета, срок для подачи составляет не более 3-х рабочих дней. Перечень требующейся документации состоит из:

  • заверенного нотариусом уведомления (форма Р15001);
  • протокола собрания участников/решения единственного учредителя.

Необходимости уведомления ПФР и ФСС больше нет. Информация о том, что компания закрывается, передается в фонд непосредственно налоговым органом.

Likvidaciya firmy s dolgami

Запись вносится в ЕГРЮЛ на протяжении 5-ти рабочих дней с момента, когда учредителем был подан пакет документации. В этот же период выдается копия письма, которое подтверждает, что данные были внесены в государственный реестр. Письмо также свидетельствует о том, что компания находится в процессе завершения деятельности.

Этап 3. Публикуется соответствующее оповещение в «Вестнике государственной регистрации»

Официальное издание, созданное специально для размещения такой информации — это журнал «Вестник государственной регистрации». Ликвидация компании, имеющей задолженность, не осуществляется без урегулирования отношений. Изначально ликвидационной комиссией публикуется в СМИ информация о том, что планируется закрытие организации. Опубликовать данное сообщение можно в онлайн-режиме, заполнив специальную форму.

ликвидация фирм инструкция

Этап 4. Кредиторы уведомляются о предстоящем прекращении деятельности

Публикация в журнале обязательно дополняется письменным уведомлением каждого кредитора о закрытии компании. В письме указывается информация о порядке, а также сроках выставления претензий (при их наличии). Согласно требованиям, последние не могут составлять менее двух календарных месяцев.

Сообщение может быть оформлено в произвольной форме. Но у владельца должны быть доказательства того, что кредиторы уведомлялись посредством писем. Поэтому необходимо такие сообщения отправлять письмом с уведомлением о получении или же с подписью лиц, которые получили корреспонденцию.

Этап 5. Сотрудники штата, а также центр занятости информируются о предстоящем увольнении

Сотрудники, работающие в компании, должны быть уведомлены об увольнении не позднее, чем за 2 месяца до прекращения деятельности компании. Уведомляются сотрудники в письменном виде, при этом в обязательном порядке должна присутствовать информация о том, что увольнение проходит в связи с прекращением деятельности организации и по инициативе владельца. Каждый сотрудник, который будет уволен, должен получить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также он имеет право получить заработную плату на период трудоустройства (сроки получения определяются законодательством).

увольнение сотрудников при ликвидации фирмы

Также аналогичное письмо направляется в центр занятости. Заполняется информация о должности, условиях оплаты труда и т.д. для каждого сотрудника. Если увольнение несет массовый характер, центр занятости информируется за три месяца до закрытия организации, в противном случае – за два.

Отчетность сотрудников

Направление отчетности в ПФР, ФСС и ИФНС осуществляется после увольнения сотрудников и осуществления полного расчета с ними. Документация подается до момента сдачи заявления Р16001.

Если процесс закрытия совпадает с концом отчетного года, изначально сдаются расчеты в общем порядке за прошедший год. Сведения за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации сдаются позднее.

отчетность при ликвидации

Взносы в случае их начисления оплачиваются на протяжении 15 рабочих дней с момента сдачи последней отчетности в ПФР.

Этап 6. Осуществляется подготовка к выездной проверке из ИФНС

После получения налоговыми органами сведений о прекращении деятельности компании, они могут на законном основании провести проверку с выездом на объект. При этом факт проведения предыдущей проверки не играет никакой роли.

Зачастую, «нулевые» организации не подвергаются такой проверке вовсе, а в других организациях она проводится не всегда. Но, подготовка к визиту из налоговой и приведение в порядок финансовых расчетов и отчетной документации должна быть осуществлена заранее.

выездная проверка ифнс

Если вы уже получили уведомление о том, что будет проведена проверка, приступать к следующему этапу ликвидации разрешается только по ее завершении.

Этап 7. Составляется промежуточный ликвидационный баланс и подается в ИФНС.

Правил, регулирующих его составление, нет, но судебная практика советует придерживаться тех же правил, что и при ведении бухгалтерской отчетности. И если вы не владеете необходимыми навыками и знаниями, настоятельно рекомендуем обратиться за помощью к профессионалам, которые смогут составить отчет грамотно согласно действующему законодательству.

Промежуточный баланс содержит:

  • информацию об имуществе компании;
  • сведения о требованиях, которые были предъявлены кредиторами;
  • результаты их рассмотрения.

промежуточный баланс

Обращаем ваше внимание, что он составляется только после того, как срок для предъявления требований кредиторами истек (минимально, этот период составляет два месяца). После составления документа, осуществляется его утверждение единственным учредителем или же на собрании, и оформляется соответствующее решение или протокол.

В налоговую подается заверенное нотариусом уведомление по форме Р15001, баланс, а также протокол и документация, свидетельствующая о том, что информация о прекращении деятельности публиковалась в специализированном издании. Необходимые данные в ЕГРЮЛ вносятся инспекцией в течение пяти рабочих дней с момента подачи документации. Учредителю предоставляется копия письма, которая свидетельствует о внесении записи в государственный реестр.

занесение записи в госреестр

Также вы можете сдать и налоговую декларацию, если компания не собирается проводить какие-либо налогооблагаемые операции после того, как был составлен баланс. Если же проведение таких операций не исключено, требуется подать декларацию с окончательным балансом.

Отчетности по компании подаются до даты внесения записи о закрытии ООО. При их подаче соблюдаются требования, предъявляемые выбранной системой налогообложения.

Этап 8. Осуществляются расчеты по задолженностям, которые имеются у организации

После того, как промежуточный баланс был утвержден, сотрудники комиссии начинают рассчитываться с долгами, накопившимися у компании. Перечень выплат долгов обозначен в статье 64 Гражданского Кодекса РФ.

Выплаты производятся поочередно:

  1. Физическим лицам, перед которыми компания отвечает за принесенный ущерб здоровью либо моральный ущерб.
  2. Работникам согласно условиям трудового договора: заработная плата, пособия и прочее.
  3. Обязательные платежи: налоги, страховые выплаты, штрафы и т.д.
  4. Долги кредиторам.

торги

При недостаточном количестве средств у ООО, на торги выставляется его имущество. Это характерно для закрытия фирмы с долгами. Если финансов недостаточно и в этом случае, ликвидационная комиссия обращается напрямую в арбитражный суд – подает заявление о банкротстве юр. лица.

Важно: если вы изначально знаете, что финансов в предприятии будет недостаточно для покрытия всех долгов, нужно сразу же обращаться к профессионалам по банкротству. Заниматься этим вопросом своими усилиями не рекомендуется в силу ряда специфических особенностей процедуры банкротства.

Этап 9. Подготавливается ликвидационный баланс и распределяются активы ООО

После того, как имеющееся задолженности полностью погашены, комиссия формирует полный ликвид. баланс (окончательный). В нем содержатся исчерпывающие сведения об активах компании, находящиеся в наличии, они и будут в дальнейшем распределяться между участниками.

Важно: если активы на окончательном балансе окажутся выше, нежели в промежуточном, со стороны комиссии будет запрошено разъяснение, за которым может последовать отказ от проведения ликвидации. Это стандартная практика для выявления нечестных ликвидаторов, что намеренно заранее выводят активы из организации, дабы избежать выплат кредиторам.

ликвидный баланс

Для утверждения окончательного ликвид. баланса созывается общее собрание, на котором осуществляется оформление требующегося решения. Далее активы, которые остаются, распределяются между учредителями согласно их долям, указанным в уставном капитале компании.

Этап 10. В ИФНС подается окончательный пакет документации

Когда все описанные выше этапы пройдены, подается окончательный пакет документов в ИФНС. В этот перечень входят:

  • соответствующее заявление: формаР16001;
  • решение про утверждение ликвид. баланса;
  • документы из фондов, подтверждающие отсутствие задолженностей со стороны компании;
  • окончательный ликвид. баланс;
  • подтверждение оплаты государственной пошлины — 800 р.

На завершение процедуры ликвидации ООО после подачи всего пакета документов требуется до 5 рабочих дней. В это время вносятся соответствующие сведения в ЕГРЮЛ, копия выдается на руки владельцу. Это официально подтверждает, что все записи уже внесены в реестр.

регистрация фирм

Последний этап ликвидации включает следующие шаги:

  1. Закрытие расчетного счета в банке, где обслуживалась компания.
  2. Уничтожение печати в специализированной организации.
  3. Сдача в архив оставшихся документов общества, завершившего процесс ликвидации.

После этого ООО считается полностью ликвидированным.

Помните, что в любом случае на все этапы работы требуется немало времени. И занимаясь закрытием компании самостоятельно, вы столкнетесь с рядом бюрократических процедур. Потратить гораздо меньше времени и усилий вы сможете, обратившись к опытным специалистам, знакомым со всеми нюансами подобных мероприятий. Работая с профессионалами и не пытаясь осуществлять сложные процедуры собственными силами, вы сможете в кратчайшие сроки достичь поставленной цели.

Комментарии к статье (0)
Оставьте ваш комментарий

Ваше имя*

Ваш e-mail*

* — обязательные поля