Любая организация или компания считается официально созданной и получает право работать на законных основаниях только при оформлении статуса юридического лица. Для того чтобы произвести государственную регистрацию юридического лица, нужно подготовить документы, определенные действующим законодательством, подать их в соответствующие инстанции и дождаться завершения процедуры внесения сведений об организации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
-
Содержание
- Какой вид юридического лица выбрать?
- Почему не нужно регистрироваться ИП?
- Где осуществляется регистрация юридического лица
- Какие документы необходимо подготовить
- Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса
- Этапы регистрационных действий
- Что нужно сделать после регистрации
При наличии документа о прохождении процедуры регистрации у компании возникает правоспособность, то есть она становится носителем гражданских прав и обязанностей.
Перед вами пошаговая инструкция, благодаря которой у вас появится понимание того, как провести процедуру регистрации и узаконить появление вашей организации.
Какой вид юридического лица выбрать?
Прежде чем начинать какие-либо действия, необходимо определиться, какой вид юридического лица подходит конкретно в вашем случае.
Юридические лица могут быть коммерческими или некоммерческими. В первом случае фирмы планируют получать доход от своей деятельности. К коммерческим организациям относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия, ООО, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и т.д.
Все коммерческие организации подразделяются на унитарные и корпоративные. Они отличаются тем, что учредители и участники корпоративного юр.лица по праву являются его членами, а в случае оформления унитарной компании у учредителей отсутствует право на участие.
К некоммерческим относятся все организации, чья деятельность не связана с получением прибыли, а получаемые в ходе работы средства не распределяются между участниками. Пример некоммерческих организаций: ассоциации, общественные организации, потребительские кооперативы, фонды и т.д.
Любое юридическое лицо характеризуется организационным единством, то есть, все его структурные подразделения подчиняются руководящим органам, которые формируют позицию фирмы и выступает с ней в гражданско-правовых отношениях.
Почему не нужно регистрироваться ИП?
Если вы решили зарегистрировать ИП, то в этом случае проблема оформления юрлица вас не касается. Индивидуальный предприниматель действует как физическое лицо, при этом у него есть нечто общее с юрлицом:
- те и другие подотчетны налоговым органам;
- имеют право набирать штат сотрудников;
- обе формы предпринимательства подвергаются проверкам со стороны контролирующих органов.
Таким образом, к деятельности физических лиц, занимающихся предпринимательством, применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц.
Преимущество ИП перед юрлицом – упрощенная схема регистрации и налогообложения. К недостаткам можно отнести ответственность за обязательства собственным имуществом.
Где осуществляется регистрация юридического лица
Этот вопрос находится в ведении налоговых органов. Конкретно право регистрировать предприятие принадлежит инспекции Федеральной налоговой службы, обслуживающей тот район, в котором организация укажет адрес под офис. Узнать номер инспекции ФНС очень просто, достаточно зайти на сервис налоговой службы и указать координаты своего офиса (город, улица, дом). В ответ на ввод данных автоматическая система покажет, в какую инспекцию вам нужно обращаться.
Основанием для внесения записи о регистрации в госреестр будет являться решение, принятое сотрудниками ФНС после изучения пакета документов, предоставленных для рассмотрения.
Какие документы необходимо подготовить
Если вы являетесь единственным учредителем будущей компании, то ваши задачи:
- Составить заявление на регистрацию по форме Р11001.
- Разработать Устав организации.
- Подготовить решение о создании фирмы.
- Оплатить госпошлину за регистрацию юрлица и приложить банковскую квитанцию к комплекту документов.
Если вы регистрируете свою новую фирму совместно с партнерами, то к этому списку добавятся еще протокол общего собрания учредителей и договор об учреждении.
Важно! Если среди учредителей находятся иностранные граждане, их документы предварительно нужно перевести на русский язык.
Учредитель имеет право подавать документы не лично, а через своего представителя, действующего по нотариальной доверенности.
Все бумаги должны быть оформлены соответствующим образом, если документ состоит из нескольких листов, то их следует прошить и пронумеровать.
Для подготовки документов можно обратиться к экспертам, а можно оформить все самостоятельно. Однако нужно помнить, что даже небольшие ошибки или опечатки могут привести к тому, что документы не примут на рассмотрение, их придется оформлять заново и еще раз проходить процедуру регистрации.
Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса
Дополнительно к основным документам подается гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса. Им предприниматель документов удостоверяет, что собственник или арендодатель действительно предоставит помещение для фирмы в случае ее успешной регистрации.
В перечень обязательных документов это письмо не входит и доказательством, что адрес действительно будет предоставлен, не является. Сотрудники ФНС обязаны проверять достоверность сведений о юридическом адресе. Поэтому если не предъявить гарантийное письмо, можно получить отказ в регистрации. Риск отказа появляется и в том случае, если информации не подтверждается собственником при проверке со стороны налоговой службы.
Учредитель или директор фирмы может указать в качестве юридического адреса тот, по которому лично он проживает. В этом случае тоже есть доля вероятности отказа в регистрации, так как в ИФНС могут посчитать неприемлемым ведение предпринимательской деятельности в жилом доме.
Этапы регистрационных действий
А теперь та самая пошаговая инструкция, которая поможет вам пройти все этапы и зарегистрироваться в статусе юридического лица.
Этап 1: собрание учредителей
Если учредителем фирмы является не один человек, то проводится собрание, на котором решается много важных вопросов. Учредители должны сделать следующее:
- Определиться с организационно-правовой формой своего коммерческого предприятия. Выбор нужно делать, учитывая профиль и содержание будущей деятельности и основываясь на трудовом, хозяйственном и предпринимательском праве.
- Утвердить название компании. Иногда наименование организации используется еще и как товарный знак. Полное фирменное название должно включать в себя указание на организационно-правовую форму, например: «Общество с ограниченной ответственностью «Салют». Имя компании может быть неуникальным, поскольку в налоговой инспекции идентификация фирм проходит по кодам ОГРН и ИНН, и их имя в данном случае роли не играет.
- Определить сумму уставного капитала и распределить его доли. Сейчас минимальная сумма составляет 10 000 рублей. Их можно внести в срок до четырех месяцев с момента регистрации юридического лица, но затягивать все же не стоит.
- Выбрать коды ОКВЭД по тем направлениям, в которых компания собирается работать. Если в перспективе планируется расширение видов деятельности, лучше сразу включить их коды в документы. В этой работе поможет справочник кодов ОКВЭД с расшифровкой.
- Определиться с юридическим адресом, на который будут приходить письма, уведомления, запросы и другая корреспонденция. Впоследствии налоговая инспекция может организовать проверку на предмет того, работает ли фирма по указанному адресу.
Этап 2: подготовка пакета документов
Все решения собрания учредителей необходимо оформить в протокол, а также заключить договор об учреждении организации. Следующим пунктом будет разработка устава компании. При его подготовке можно воспользоваться типовым проектом этого документа.
Форму заявления Р11001 нужно заполнить строго в соответствии с образцом. Чтобы не допускать ошибок, которые могут привести к отказу в регистрации, заполнять заявление можно в специальной программе ФНС. Подписывать этот документ можно только в присутствии сотрудника регистрирующего органа или при нотариусе.
Далее следует произвести оплату госпошлины, в настоящее время она составляет 4000 рублей. Учредители делят эту сумму поровну между собой. Квитанция об оплате включается в пакет документов. Туда же не забудьте положить гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса.
Теперь все документы собраны, их можно нести на регистрацию в инспекцию ФНС по вашему району.
Этап 3: регистрация фирмы
Вы можете подавать документы лично, а можете действовать через доверенное лицо, оформив на это бумагу у нотариуса.
Если вам кажется, что открыть новую компанию в Москве очень сложно и затратно по времени, то есть много фирм, которые помогают оформлять документы и оказывают услуги их сопровождения в регистрационные органы. Можно заказать и такую услугу, как регистрация «под ключ».
Сроки рассмотрения ваших документов в ИФНС довольно короткие. Если все оформлено правильно, то уже через три дня вы можете получить свидетельство о записи в ЕГРЮЛ и экземпляр устава с соответствующей отметкой. Но нужно помнить, что существует целый список причин для отказа в регистрации.
Что нужно сделать после регистрации
Теперь вы знаете все подробности о том, как зарегистрировать фирму. Но для того, чтобы ваш бизнес начал нормально функционировать, нужно выполнить еще ряд мероприятий, которые невозможно осуществить до оформления. Мы коротко затронем вопрос о том, что необходимо сделать после регистрации.
Во-первых, вам нужно лично или через доверенное лицо получить документы в ИФНС, также их могут направить вам по почте. Следующий шаг — регистрация в Фонде социального страхования и в Пенсионном фонде.
Уже на начальном этапе стоит определиться с системой налогообложения, а также получить коды статистики в Росстате. Откройте расчетный счет в банке, закажите печать, получите лицензию, если ваша деятельность предполагает ее наличие.